Подвижные игры
Добавлено: 22.04.2015
Подвижные игры

У медведя во бору

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают медведем. На площадке для игры очерчивают два круга. Круг первый - это берлога медведя, второй - дом для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

 

У медведя во бру

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

 

После того как дети произносят эти слова, медведь выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из детей. Кто не успевает убежать в дом, становится медведем и идет в берлогу.

 

 

Игры проводятся в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем. Очень важно, чтобы стихи прозвучали выразительно, в нужном темпе, удобном для игры.

 

 

Лиса и зайцы

Из-за белого сугроба

Уши длинные торчат.

- Поищи, лиса, попробуй,

Хитрых беленьких зайчат.

 

Зря стараешься, плутовка,

Не найдешь ты их, кума,

Потому что зайцев ловко

Прячет бабушка-зима.

                              (В. Бардадым)

 

Зайцы бегут врасыпную по всему залу. С окончанием музыки (или звучания бубна) все присаживаются на корточки, наклоняя головы (показывают уши). Ведущий читает стихотворение (1 – 4-я строки).

 

Выбегает лиса, ищет зайцев, приговаривая «куда же они спрятались?», «сейчас, сейчас найду». После неудачных поисков текст снова произносит ведущая (5 – 8-я строки). Лиса убегает.

 

Игра повторяется, но на этот раз лиса может найти одного-двух зайцев, тех, кто пошевелился. В этом случае строки 5 – 8 ведущий не произносит.

 

Игра повторяется еще 2 раза, потом все по предложению ведущего идут к домику лисы и  просят отпустить зайчат. Лиса соглашается при условии, что все зайцы попляшут. Зайцы весело пляшут.

Игру можно использовать на новогодней елке.

 

Одуванчики

По краешку канавки

На травяном диванчике

Весело гурьбою

Расселись одуванчики.

Тут и солнышко взошло,

Покатилось мячиком.

Ищет красно солнышко,

Где же одуванчики.

                                 (В.Данько)

 

Дети-одуванчики в желтых шапочках бегают под музыку или звучание бубна. С окончанием звучания они бегут к своим стульчикам.

Педагог произносит текст, после чего идет искать одуванчики, которые, закрыв руками лицо, прячутся.

 

Воспитатель:

Желтый одуванчик,

Я тебя сорву.

Желтый одуванчик

Спрятался в траву.

 

Воспитатель уходит. Снова звучит музыка. Игра повторяется.

Педагог старается активизировать речь детей, поощряет их желание проговаривать слова и фразы, приходит на помощь тем, кто не справляется с заданием.

 

Курочка

Русская народная песенка

Курочка по сенечкам

Похаживала.

Деток-цыпляток

Уговаривала:

- Вы не бегайте цыплятки по дворику,

Не ищите вы зерен

У заборика.

К заборику гусак подбирается,

Цыплят он ощипать собирается.

 

Дети-цыплятки идут стайкой за воспитателем-курочкой. С 5-ой строки и до конца текста говорит курочка, повернувшись к цыпляткам.

По окончании стихотворения из-за укрытия («забора») выбегает гусак (ребенок старшей или подготовительной группы), который догоняет детей.

 

Вариант 2

Курочка-хохлатка

Воспитатель изображает курицу, дети - цыплят. Один ребенок сидит на скамейке вдали остальных. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять.

 

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: "Ко-ко,

Не ходите далеко".

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка ...

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

 

Мишка по лесу гулял

Дети сидят на стульчиках. Один ребенок изображает мишку. Ребенок-мишка ходит, собирает шишки под текстовое сопровождение:

Мишка по лесу гулял,

Мишка шишки собирал.

Долго мишка наш гулял.

Сел Мишутка, задремал.

 

А затем садится на стул и засыпает. Воспитатель и дети тихо подходят к мишке со словами:

Стали дети подходить,

Сами Мишеньку будить:

"Миша, Мишенька, вставай

И ребяток догоняй".

Дети убегают на свои места, а мишка догоняет их.

 

Заинька

Игру лучше всего проводить в летнее время на улице. Водящий - заинька. Все участники становятся в круг и берутся за руки, заинька оказывается в центре. Затем дети начинают петь песенку, куржась в хороводе то в одну, то в другую сторону. Заинька выполняет движения под песню.

 

Заинька, попляши,                       Пляшет и скачет

Серенький, поскачи.

 

Кружком, бочком повернись,          Вертится.

Кружком, бочком повернись!

 

Заинька, в ладоши,                       Хлопает в ладоши.

Серенький, в ладоши!

 

Есть зайцу куда выскочить,           Дотрагивается до рук играющих, а дети поднимают вверх

Есть серому куда выпрыгнуть....    сомкнутые руки, чтобы выпустить его из круга и затем

                                                            впустить обратно/

 

 

Вариант 1. Пока хор поет, заинька, свободно пердвигаясь по кругу, выбирает из участников хоровода себе замену: мальчик - девочку, а девочка - мальчика. Иногда заинька подходит к выбраному игроку и начинает с ним плясать, а по окончании пляски занимает его место. Новый заинька становится в центр хоровода, и игра повторяется.

 

Вариант 2. Заинька предпринимает активные попытки вырваться из круга, а дети в хороводе не выпускают его. Дети во время хороводного танца и пения должны двигаться так, чтобы расстояние до стоящего в центре не изменялось. В процессе игры заинька пытается приблизиться к ним, пытается вырваться из круга. Если ему это удается, все бросаются его ловить. Поймавший игрок становится следующим заинькой, и игра продолжается.

 

Солнышко и дождик

Стульчики, изображающие домики (отмеченные на земле кружки). В ходе игры дети поют песню «Солнышко» (слова А.Барто, муз. М. Раухвергера).

«Домики» расположены полукругом, на некотором расстоянии один от другого. Дети вместе с воспитателем находятся в домиках.

Воспитатель: «Какая хорошая погода! Сейчас выйду и позову ребят поиграть!»

Выходит на середину комнаты и зовет всех играющих. Малыши выбегают, взявшись за руки, образуют хоровод и поют песенку:

 

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,  (поют и ходят по кругу)

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ-топ.      (притоптывают, стоя на месте)

Топ-топ-топ

Топ-топ-топ.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. (прихлопывают в такт мелодии)

Хлоп, хлоп, хлоп,

Хлоп, хлоп, хлоп.

 

Неожиданно для детей воспитатель говорит: «Посмотрите, дождь идет! Скорее домой!»

Все спешат на свои места.

 

Воспитатель: "Послушайте, как стучит дождик по крышам!"

Воспитатель, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Сперва "дождь" сильный, потом он утихает и постепенно совсем прекращается.

 

Воспитатель: "Сейчас посмотрю, как там на улице, и  вас позову".

Воспитатель выходит из своего «дома», делает вид, что смотрит на небо, и зовет всех: "Солнышко светит! Нет дождя, выходите погулять!"

 

Теперь можно снова играть в хоровод или побегать свободно перед стульчиками. Неожиданно для детей (но выждав некоторое время) снова дается сигнал "Дождик идет!". Все убегают по местам.

Игра повторяется несколько раз.

 

Сигнал "дождь идет!" - бежать на место.

"солнышко светит"- выйти на середину площадки.

Выполнять движения согласно песне.

 

Игра может проводиться и в помещении, и на воздухе. Вместо стульчиков можно сделать кружочки- домики (нарисовать, выложить из шишек)

На сигнал "Дождь идет, скорей домой!" - дети убегают.

Затем педагог говорит: "Солнышко светит!", - игра повторяется.

 

Воробушки и кот
Дети сидят на стульчиках, на больших кубах или в обручах, положенных на пол. Это - «воробушки на крыше» или «в гнездышках». Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет один из детей.

 

«Воробушки полетели», - говорит педагог. Воробушки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнезда и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по комнате. Кошка тем временем спит.

 

Но вот она просыпается, произносит: «Мяу-мяу!» и бежит догонять воробушков, которые должны спрятаться от неё на крыше или гнёздышках, заняв свои места. Поймав воробушков, кошка отводит их к себе в дом.

 

Поезд

Дети становятся друг за другом. Каждый ребенок изображает вагон, а впереди стоящий воспитатель - паровоз. Паровоз гудит, и поезд начинает двигаться - сначала медленно, потом быстрее. Приближаясь к станции (заранее отмеченное место), поезд замедляет ход, останавливается. Затем паровоз дает гудок, и движение возобновляется.

 

Вначале роль паровоза исполняет воспитатель, а в дальнейшем- один из ребят. Поезд лучше устраивать без сцепления, чтобы не затруднять движения детей.

Изображая поезд, каждый ребенок может свободно вращать руками, гудеть и говорить «чух, чух,чух».

 

Усложнение. Через некоторое время в игру можно внести ряд добавлений. Например, кто-нибудь может быть семафором, ему даются два флажка – красный и зеленый: при поднятии красного флага поезд останавливается, при поднятии зеленого флага продолжает движение. (Эту роль дети  выполняют по очереди.)

 

Поезд может идти по «мосту» - прочно укрепленной доске (по доске можно вести малышей только летом, зимой они могут поскользнуться и  упасть) или между двумя линиями, четко обозначенными на земле или на снегу. Если «вагон сойдет с рельсов» (кто-либо станет ногой за черту), поезд останавливается, вагон отцепляется на «ремонт», затем к нему прицепляют паровоз и пускают по мосту снова. Таким образом, ребенок повторяет движение, которое ему не удалось.

 

Игру можно закончить следующим образом: поезд прибыл с пассажирами в город, все отправляются в гости в детский сад (условное место), где можно посидеть и отдохнуть от движений.

 

В дальнейшем в игру можно вносить следующие варианты: на поезде можно поехать в лес, в город за игрушками, на Волгу, на дачу и т.п. Например, дети едут в лес на поезде за грибами-ягодами, цветами (идут или бегут друг за другом). Через некоторое время поезд останавливается, и все пассажиры собирают ягоды или цветы, т.е. наклоняются, приседают, делают вид, что ищут и т.п. Далее дети возвращаются домой. При таком варианте можно не вводить усложнений в движение поезда, чтобы не утомлять малышей большим количеством правил.

 

По ровненькой дорожке

Воспитатель предлагает детям пойти «на прогулку». Все идут друг за другом, приговаривая:

 

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По камешкам,

По камешкам,     (прыгают на 2х ногах)

По камешкам,

В яму – бух… (присаживаются на корточки)

Ух-у-ух! (выпрямляются)

Этот текст и соответствующие движения повторяются 2 раза. Затем дети произносят соответствующие слова:

 

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке, (идут один за другим, немного расслабив тело,         Устали наши ножки,         будто           устали)

Устали наши ножки.

Вот наш дом -          (бегут в противоположный конец группы, садятся на

Там мы живем!                         стульчики)

 

Вначале воспитатель может сам выполнять движения с детьми, являясь для них примером. Когда дети освоятся с правилами и движениями, воспитатель может не выполнять движений, а лишь произносить текст, наблюдая за детьми и давая им нужные указания.

 

Малоподвижные игры

 

Давайте вместе с нами (3-5лет)

Дети стоят врассыпную.

Воспитатель вместе с ребятами произносит текст и показывает движения. Дети повторяют движения.

 

Давайте вместе с нами (поднимают руки в стороны)

Потопаем ногами, (топают ногами, стоя на месте)

Похлопаем в ладоши, (хлопают в ладоши)

Сегодня день хороший! (поднимают прямые руки вверх, в стороны)

 

 

Кошка выпускает коготки (3-4г.)

Кто это? Кошечка.

Она ходит тихохонько, плавно спинку выгибает.

Лапки мягкие, а в лапках - царапки, острые коготки.

Давай покажем, как кошечка выпускает и прячет коготки.

 

Ручки вытянуты вперед, пальчики сжаты в кулачки. Пальчики выпрямляются, напрягаются. Повторите несколько раз.

 

Выпустила коготки кошечка (пальчики выпрямлены) "ш-ш-ш"

Спрятала!                            (пальчики сжаты в кулачки) "мяу-мяу"

 

Ребята сгибают пальчики со словами "мяу-мяу"

Дети распрямляют пальчики со словами "ш-ш-ш"

 

Повстречались (3-5 лет)

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

 

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Гав-гав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога!

На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

 

Тишина (3-5 лет)

Дети идут в обход площадки в колонне по одному и произносят:

 

Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши.

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд.

 

 

Жили-были зайчики

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения.

 

Жили-были зайчики (показывают руками заячьи ушки)

На лесной опушке, (разводят руками)

Жили-были зайчики (приседают и показывают над головой крышу дома)

В маленькой избушке,

Мыли свои ушки, (трут ушки)

Мыли свои лапочки. (поглаживающие движения рук)

Наряжались зайчики, (руки на пояс, повороты вправо-влево)

Надевали тапочки. (поочередно выставляют ноги на пяточки)

 

Используемые ресурсы:

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду.- М.: Сфера, 2011.

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет.-М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Комментарии
Валентина09.10.2017 11:50
Очень интересные игры малой подвижности.У нас в саду мы используем мало игр такой формы.Мне очень будет интересно использовать их в своей практике.Спасибо

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев