Особенности организации предметно-пространственной среды
Добавлено: 30.04.2015
Особенности организации предметно-пространственной среды

Автор: Скрипина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ "Детский сад № 105" г.о. Самара.

 

Ранний возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром.

 

Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционального положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

 

Обстановка в группах: создаются прежде всего  комфортная и безопасная для ребенка обстановка. Малыши плохо реагируют на пространственные изменения обстановки - они предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство необходимо еще до их прихода в детский сад, группу.

 

Маленькие дети - деятели, поэтому быт должен так организован, чтобы каждый получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, рисовании, лепке, элементарном труде.

 

Стремление к самостоятельности формируется у детей в сотрудничестве с взрослым, в совместной деятельности с ним. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.

 

У малышей активно развиваются различные движения; вместе с тем, они еще плохо координируют свои действия, нет ловкости, быстроты реакции. Оборудование располагают по периметру группы.

 

Выделяют игровой уголок и место для хозяйственно-бытовых нужд, оставляя достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Не следует использовать много оборудования,- две третьи пространства должны быть свободны.

 

Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском; оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, кубы, лабиринты. На матрасах можно прыгать, лежать, ползать. Крупные и мелкие мячи стимулируют ходьбу. Необходимо иметь одну-две коляски для кукол, большие автомобили, каталки.

 

Предметы ближайшего окружения являются для малыша источником любопытства и началом познания мира. Поэтому предметная среда должна организована так, чтобы ребенок накапливал чувственный опыт, проявлял активность.

 

Важно помнить: ребенок многое видит впервые и воспринимает это как своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.

 

Предметная среда организуется так, чтобы способствовала развитию анализаторов. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов.

 

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек (вкладыши, пирамидки, шнуровки) имеются пластиковые контейнеры разных размеров с крышками.

 

Для обогащения игрового опыта необходимы разнообразные игрушки. Они должны быть многофункциональными и носить обобщенный характер. У машины должен быть кузов, колеса, кабина. Маленькие дети предпочитают крупный игровой материал, его необходимо размещать на открытых полках. Игрушки меняются и обновляются один раз в неделю.

 

Все игрушки и пособия в группе должны быть доступны для ребенка.
Это способствует развитию его активности, самостоятельности. Строительные наборы разных форм, размера, цвета.

 

Игры с песком, водой, глиной, красками и все оборудование нужное для игры; книжный уголок с яркими картинками.

 

Игровые занятия с сенсорными панно на тему: «Времена года» способствует развитию эмоционального мира детей, формированию игровой деятельности, развитию воображения, памяти, обогащению и закреплению представлений о явлениях природы, факторах и закономерностях окружающего мира.

 

Маленький ребенок познает не только окружающий  предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Чтобы ребенок мог учитывать чувства и интересы других, воспитатель учит его сопереживать самым близким людям – родителям, сверстникам, понимать их настроение.

 

С этой целью надо оборудовать места, где крепятся фотографии, картинки с изображением людей разного возраста, пола, в разном эмоциональном состоянии (грустное, веселое, смеются, плачут) с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви.

 

Очень полезно иметь 4-5 зеркал в разных местах. Малыши смогут видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. Маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале.

 

А уголок «ряжения» позволяет изменять свой облик и наблюдать эти  изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

 

Таким образом, предметно-развивающая среда является необходимым условием для реализации игровой и других видов деятельности ребенка.

 

 

Используемые материалы:

www.doshkolnuk.com

www.doshvozrast.ru

www.ivalex.vistcom.ru

www.mosmetod.ru

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев